Развитие речи детей с нарушениями слуха

У детей с нарушениями слуха не происходит естественного усвоения речи в процессе общения с окружающими людьми. Из-за отсутствия нормального слуха не возникает речевого общения, нет образцов для формирования собственной речи, и поэтому не возникает потребности в общении.

Маленькие дети, которые подражая взрослым шевелят беззвучно губами, не догадываются о том, что «шевеление губами» является средством общения.

У глухих детей, так же как у слышащих, в младенческом возрасте появляется гуление, но оно слабее интонировано и монотонно. Позже из-за отсутствия нормального слуха у таких детей не возникает лепета и заинтересованности в общении. Происходит отставание в развитии артикуляционного аппарата из-за невозможности подражать своим звукам и звукам речи окружающих.  Различия в развитии речи заметны и позднее. Известно, что глухой ребенок без специального обучения овладеть речью самостоятельно не может. В условиях обучения речи в раннем детстве резкие различия речи между неслышащими и слышащими детьми сглаживаются, но своеобразие речи неслышащих детей в большинстве случаев сохраняется.

У глухих и слабослышащих детей даже в условиях специального обучения формирование речи происходит в замедленном темпе. Речь глухих детей монотонна и невыразительна. Она может быть недостаточной внятной и содержать призвуки.

Задержка развития речи негативно влияет на общее развитие ребёнка. Он не может полноценно общаться и играть с детьми-ровесниками, испытывает затруднения при познании окружающего мира, не может правильно доносить свои мысли до окружающих людей.

При характеристике речевого развития слабослышащих детей можно разделить на две группы: детей с отсутствием речи (немотой) и детей с глубоким недоразвитием речи. Некоторые дети не только молчат в окружении говорящих, но даже смеются и плачут беззвучно. Другие издают эмоционально окрашенные голосовые реакции при смехе и плаче, могут громко кричать. Некоторые дети внимательны к лицу и мимике говорящего, следят за движениями рук и действиями с предметами. А есть дети, которые не следят за лицом говорящего, отворачиваются или закрывают глаза руками. У некоторых детей в дальнейшем длительное время могут сохраняться некоторые отклонения: фонетические дефекты, обеднённый словарный состав, аграмматизмы и др.

Важным требованием для развития речи у детей является постоянное использование качественных слуховых аппаратов и/или КИ (кохлеарного импланта) с правильными настройками, которые будут обеспечивать более полное восприятие речи и звуков окружающего мира, формирование устной речи и общения. При этом речь взрослых должна соответствовать нормам литературного языка, быть интонированной, иметь нормальный темп и громкость.

Взрослым необходимо организовывать постоянное мотивированное общение с детьми, связанное с их бытовыми потребностями, игровой деятельностью, рисованием и конструированием. В зависимости от этапа обучения необходимо учить детей пользоваться доступными им речевыми средствами, такими как устной речью, табличками с напечатанными словами и фразами (глобальное чтение) и неречевыми средствами — естественными жестами, мимикой лица и др.

Развитие речи детей с нарушениями слуха: 2 комментария

  1. Во-первых, нарушение нормального функционирования одного из ведущих речевых анализаторов приводит к особенно серьезным отклонениям в речевом развитии детей, на что нельзя не обратить внимание читателя.

  2. Ему рекомендовано постоянное наблюдение врача-сурдолога, невролога, коррекции настройки речевого процессора, занятия с сурдопедагогом и логопедом по развитию восприятия устной речи с помощью кохлеарного импланта на базе специализированного реабилитационного центра для детей после кохлеарной имплантации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *