Развитие речи детей в норме

Для успешной помощи своему ребенку в развитии речи необходимо понимать, как происходит речевое развитие у детей с нормальным слухом.

Речь ребенка не развивается внезапно.  Развитие речи — процесс долгий и постепенный.

Первые голосовые реакции – крик и плач – появляются у малыша с самого рождения. Ребёнок начинает развивать свои губы, язык, голосовые связки, и параллельно учится слушать и понимать человеческую речь. В возрасте 3-5 недель у ребёнка возникает первая ответная улыбка на речь взрослого, ребёнок прислушивается к звуку голоса и смотрит в лицо говорящего. Позднее малыш начинает реагировать на интонацию разговаривающего с ним взрослого. В возрасте около 2 месяцев появляется гуление, а позже лепет. К 5-6 месяцам ребёнок учится поворачивать голову к источнику звука. Малыш узнаёт голоса своих близких. К 9-10 месяцам ребёнок понимает довольно много слов, чувствует интонации взрослых. В 8-9 месяцев малыш пробует повторять за взрослыми слоги и активно лепечет. В 10-11 месяцев ребёнок понимает (иногда правильно, а иногда нет) довольно много слов, запоминает названия новых предметов и игр. Малыш сам стремится больше общаться с окружающими.

Таким образом, усвоение речи при нормальном слухе происходит на основе общения с окружающими людьми и путём подражания им. Темп развития речи у детей может быть разным — одни начинают говорить раньше, другие позднее. При этом скорость овладения речью зависит не только от индивидуальных особенностей ребёнка, но и от речи взрослых, окружающих его. Речь взрослых должна быть правильной, чёткой и интонированной. Если малыш будет предоставлен самому себе, то его речь будет развиваться медленно. Необходимо как можно чаще общаться с ребёнком, играть с ним, используя речь и беседовать на разные темы.

Первоначально у ребёнка формируется пассивная форма речи, которая заключается в понимании чужой речи в процессе слушания окружающих людей. Малыш постепенно учится понимать смысл услышанных слов и предложений. Позже происходит формирование активной речи, то есть ребенок начинает говорить сам.

Пассивная и активная речь не соответствуют друг другу. В пассивном словаре больше слов, чем в активном.

В возрасте трёх-четырёх лет у ребёнка при нормальном развитии происходит непрерывный процесс увеличения пассивного и активного словаря, включающего существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные, союзы, предлоги и междометия. Ребёнок этого возраста понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую его возрасту. Он способен рассказать об увиденном, услышанном, запомнить небольшое стихотворение. Малыш употребляет простые, распространённые и сложные предложения.

При общении со взрослыми ребёнок грамматически правильно усваивает все связи слов в предложении, при этом не зная никаких грамматических правил.

Очень важно родителям и близким людям давать ребёнку возможность слышать правильную речь, которой в последствии малыш будет подражать в первую очередь. Необходимо контролировать темп и громкость речи, не сюсюкать с ребёнком, не разговаривать на повышенных тонах.

Развитие речи детей в норме: 1 комментарий

  1. Работа сурдопедагога после КИ. Перестройка эмоционального взаимодействия с ребенком на обретенной им полноценной сенсорной основе — условие запуска процесса естественного развития слухового восприятия и речи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *