Роль слуха в развитии ребёнка

Нарушение слуха у ребёнка приводит к нарушению его естественного общего развития.

Из-за нарушения слухового анализатора задерживается речевое развитие и формирование устной речи, а также ограничиваются возможности познания детьми окружающего мира.

Как правило, дети с нарушенным слухом испытывают большие затруднения, в отличие от слышащих детей, с самопроизвольным овладением речи. А глухие дети не способны самостоятельно накапливать словарный запас и овладевать устной речью.

Плохое владение речью препятствует пониманию и осмыслению речи. Затрудняется общение ребёнка с окружающими людьми. Наилучшего результата дети с нарушениями слуха достигают в условиях специального обучения. Неразвитая речь ребёнка влияет на его умственное и нравственное развитие, на овладение разных видов деятельности – познавательной, трудовой, художественной, игровой, спортивной и др.

Недоразвитие речи влияет на успешность обучения в результате учебной деятельности. Процесс обучения связан с общением. Овладение речевым общением зависит от следующих условий:

— состояния слуха (чем лучше слух, тем выше степень овладения речевым общением самостоятельно);

— уровня развития речи (чем лучше уровень развития речи, тем успешнее речевое общение);

— использование специальной аппаратуры (слуховых аппаратов и речевых процессоров кохлеарных имплантов) в зависимости от состояния слуха ребёнка (чем качественнее воспринимаемый звук, тем лучше восприятие речи);

— технологии специального обучения;

— мастерства учителя.

Таким образом, общее развитие детей со сниженным слухом зависит от степени сохранности слуха, уровня речевого развития, организации речевого общения и особенностей специального обучения.